“Отчего зло почти всегда побеждает добро?”

Редакция ПодольскСити побывала на предпремьерном показе спектакля «Плаха» подольского драматического театра «PDK Drama» и делится впечатлениями от увиденного.

Афиша спекался гласила: «По мотивам романа Чингиза Айтматова «Плаха». Честно сказать, я был заинтригован и приятно удивлён, ведь в наш век имитаций и подражаний наткнуться на спектакль по роману Чингиза Айтматова — это, как в тёплой, сальной, зеленой и затхлой воде подмосковных водоёмов отыскать ключ, бьющий из под земли, с леденящей и чистой арктической водой.

Роман «Плаха» — мучительная, казалось бы, несовременная или запоздалая (1986 г.) попытка осмысления человеческой личности, как части единого мира планеты, но возмутительно метко бьющая в самую сердцевину фундаментальной проблемы человека — гуманизм и учение Христа проиграло схватку с человеческими пороками. Айтматов трижды ставит вопрос и трижды отвечает на него утвердительно. Хаос побеждает порядок, пошлость побеждают разум, зло побеждает добро.

До начала спектакля нам удалось пообщаться с создателем и художественным руководителем театра Олегом Олеговичем Ефремовым:

Олег Олегович, расскажите, как появилась идея постановки, почему именно по Айтматову Вы решили поставить спектакль?

Айтматов - это глыба, может в последнее время незаслуженно подзабытый. Основная, как мне кажется, мысль романа - это, что человек в своём оголтелом порыве подчинить себе всё и в желании подчинить Бога, в результате вступает в союз с дьяволом. И это-то печально. Мы пытаемся что-то говорить о духовности бесконечно, особенно в телевизоре, а ведь к реальной духовности не приближаемся, а, по-моему, только удаляемся. Поэтому спектакль - это наболевшее. Я же говорю о своих каких-то наболевших моментах: что со мной происходит, о чём я думаю и переживаю. Так со всеми спектаклями, которые я ставил.

Сколько времени заняла подготовка спектакля?

Репетиционный процесс занял около двух месяцев. Как долго я внутри это вынашивал - как определить сколько времени? Недавно я был в Литве, захотелось что-то почитать и подвернулась “Плаха” - взял, перечитал, получил удовольствие и положил, и как-то и забыл. И вдруг, в какой-то момент я понял, что хочу его поставить - надо!

Расскажите о самой постановке и сколько артистов в ней участвует, какая длительность постановки, какие Вы использовали декорации?

В спектакле задействованы 14 человек. Главный герой, как таковой, один - это Авдий. Но и тогда и волки Акбара с Ташчайнаром, наверно, то же главные герои потому, что история волков она важная, как отдельная история, которая проходит через весь роман. Длительность спектакля: около полутора часов. Декорации у нас очень условные, мне, в принципе, нравиться работать в таких условных конструкциях. Всё очень просто: висят три бревна и всё.

Какие у Вас дальнейшие планы, связанные с “Плахой”?

В конце июля мы отправляемся на международный театральный фестиваль “Театральные перекрестки” в городе Друскининкай, в Литве. Туда нас пригласили из мэрии города Друскининкай и, в целом, фестиваль проводится под патронажем мэрии.

Подольские власти принимают участие каким-либо образом в жизни театра?

Я не видел ни разу их на своих спектаклях, может они и ходят тайком на задние ряды, но говорить о поддержке не приходится. Не мешали бы - и слава Богу, и было бы хорошо. Вообще - это сложный вопрос. Существование театра в городе, в котором не было никогда театральной традиции - вещь сложная. Например, в Ногинске ногинскому театру уже 80 лет - это совсем другая история. В Подольске люди не знают о самом существовании нашего театра. они ходят и читают на козырьке “Подольский драматический театр”, а потом у них спросить: “ А Вы знаете, где он находится?” Они скажут: “В Подольске? Театр? Впервые слышим.”

Театр - это серьёзное производство, театр - это завод. Он требует серьёзных вложений и не только финансовых, а ещё и на уровне желания - город должен захотеть иметь театр, профессиональный театр.

У нас в городе очень любят всякого рода самодеятельность и чудесно себя чувствует, наверно, это я так думаю. Я пять лет уже пытаюсь всем объяснить, что в театре в котором нет монтировщиков и артисты перед спектаклем вынуждены перетаскивать тонны железа для декораций, а потом играть большой спектакль - это не нормально, это не правильно. Но видимо, никто не слышит или не хочет слышать.

Спектакль с первых минут ярко и увесисто даёт понять, что ни тени самодеятельности в этот вечер не будет. Декорации в рамках условного театра - три тяжеленных бруса, закрепленных к потолку цепями. Сценический свет - деловито лаконичен. Звуковые эффекты призваны погрузить зрителя в атмосферу без остатка, наполнить нужные моменты аутентичной глубиной, а в кульминационных пиках оглушительно акцентировать внимание на важнейших моментах. Игра актёров оставляет двоякое впечатление, которое, конечно, вполне просительно - рядом с матёрыми и крепкими профессионалами на сцене набираются опыта и практики будущие выпускники ведущих актёрских ВУЗов.

Режиссерская работа требует (и настойчиво требует, почти силой) похвалы в свой адрес, которую она и заслуживает, пожалуй, даже в самой большей степени.

Адрес
г. Подольск, ул. Почтовая, д. 2
Телефон
+7 (916) 111-77-03
Сайт
pdkdrama.ru